О почитании Александра Невского в роду Пушкиных

Пушкины считали основателем своего древнего дворянского рода одного из дружинников, приближенных к Александру Невскому. Поэтому Александр Невский, причисленный русской церковью к лику святых, почитался ими как святой покровитель рода Пушкиных. Недаром в иконостасе болдинской церкви почетное место занимали иконы с изображением великого князя. Александр Сергеевич Пушкин был назван в честь Александра Невского, а сын поэта А.А. Пушкин назвал его именем церковь в с. Львовка (церковь святого Александра Невского).

2 июня 2018 года перед Большеболдинской церковью Успения Пресвято Богородицы открыт бюст Святому благоверному князю Александру Невскому.

Бюст Александру Невскому
Предки Пушкина служили
Александру Невскому
А.С. Пушкин любил и знал отечественную историю. Живой интерес к истории России сочетался у него с интересом к истории собственной семьи. Поэта очень волнуют свои семейный и родовые корни. Во пору «Болдинской осени» он одержим воспоминаниями о давно отошедшем времени и то и дело возвращается к нему. Раздумья о собственной истории перекочевывают у него в стихи и прозу. В 1830 году в печати появилось стихотворение “Моя родословная”, где он пишет:

Водились Пушкины с царями,

Из них был славен не один…


В том же году поэт написал небольшую статью “Родословная Пушкиных и Ганнибалов”. В бумагах Пушкина была обнаружена ещё одна статья, посвящённая предкам. В собрании сочинений поэта она опубликована под названием «Начало автобиографии»:

«Избрав себя лицом, около которого постараюсь собрать другие, более достойные замечания, скажу несколько слов о моём происхождении. Мы ведём свой род от прусского выходца Ратши или Рачи (“мужа честна”, говорит летописец, т.е. знатного), выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославича Невского. От него произошли Мусины, Бобрищевы, Мятлевы, Поводовы, Каменские, Бутурлины, Кологривовы, Шеферединовы и Товарковы. Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории…»

Не случайно Пушкиных вспоминал Карамзин в «Истории государства Российского». Но когда в той же строфе, открывая ее, он с гордостью говорит о родоначальнике генеалогического древа Пушкиных: Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил... — то это не более чем историческая, притом очень грубая, ошибка.
Рача (или Ратша) не мог служить Александру Невскому по той простой причине, что Рача — представитель XII века, а святой князь Александр (Невский) — XIII века.

Ошибка Александра Пушкина заключалась в том, что он пользовался семейными преданиями, в которых его далекий предок значился дружинником князя. Но Пушкин обладал замечательной способностью ошибаться не ошибаясь. Дружинником князя Александра Ярославича Невского был все-таки человек из рода Рачи — Гаврила Олексич, прославившийся в Невской битве со шведами в 1240 году. Сражение произошло 15 июля в месте впадения реки Ижоры в Неву. Тогда-то князь и произнес свои знаменитые слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Он с небольшой дружиной сокрушил вражеское, более значительное по численности войско. Сам бился в рядах своих бойцов, как простой воин, и на лице предводителя шведов «оставил след острого копья своего». Дружинники же его были под стать князю. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сохранились яркие портреты некоторых из них. Первым, на кого указал сам князь, был Гаврила Олексич, предок Пушкина! Он один напал на шнек (парусно-гребное судно) и, увидев раненого королевича, которого под руки вводили на палубу, бросился за ним. Отчаянно рубясь с охраной, Гаврила Олексич въехал до самого корабля по сходням, был сброшен в воду вместе с конем, но Божиим промыслом выплыл из воды невредим и снова ринулся в сечу и бился с самим воеводой посреди вражеского войска. Гаврила Олексич погиб на следующий же год, совсем молодым. Рача приходился ему прапрадедом, т. е. прошло 100 лет. За плечами Пушкина было не 600-летнее дворянство, о чем он говорил с великой гордостью, а 700-летнее! У Гаврилы Олексича осталось два сына: Акинф Великий и Иван Гаврилович по прозвищу Морхиня. В 1340 году потомок Гаврилы Олексича Александр Иванович Морхинин упомянут в летописи как великокняжеский воевода. Александр Сергеевич Пушкин был его прямым потомком в XVI колене. Иван Мархинин оставил пятерых потомков, среди которых был и Григорий Пушка, давший фамилию прославленному роду.
Пушкин: мое дворянство старее
В душе у Пушкина все-таки были какие-то сомнения, и в письме к Кондратию Рылееву в августе 1825 года он роняет характерную фразу: «Ты сердишься за то, что я чванюсь 600-летним дворянством, — и добавляет: — (NB, мое дворянство старее)». Он не случайно здесь ставит знак особого внимания NB (лат. — «хорошо заметь»). В конце ноября 1825 года Рылеев ответит ему, пропустив NB и никак не откликнувшись на замечание Пушкина.
Письмо отправится в далекое Михайловское, а автор его уже 14 декабря будет арестован в Петербурге. Зверская расправа с Рылеевым стала страшным ударом для Пушкина. В рукописях у него не раз появляется зловещий рисунок: виселица, и на ней пятеро повешенных, среди них Рылеев. Он и себя мог видеть на виселице. Ведь сказал же он царю после того, как тот вернул его из ссылки, что был бы среди восставших, окажись он тогда в Петербурге.

К. Рылеев
Чем закончился бы спор двух друзей-поэтов (Пушкин называл Рылеева в письмах к нему «Мой поэт»), нам не дано знать. Возможно, Пушкин высказал бы какие-то драгоценные мысли о себе самом. Но их спору не суждено было завершиться. Спустя четыре года, уже в Болдине, он повторит в рукописных набросках свою мысль о 600-летнем дворянстве. Но Пушкин так и не пояснил при этом свою мысль, о которой писал Рылееву, выделив ее как чрезвычайно важную: «NB, мое дворянство старее». Он или забыл о ней, или не счел необходимым уточнять, и в Болдине просто вернулся к прежнему ошибочному определению древности своего рода — 600-летнее дворянство.

Церковь Александра Невского во Львовке.

История, проблемы восстановления и использования

С 1856г. владельцем деревни Львовка стал старший сын поэта Александр Александрович Пушкин. В XIX веке в деревне не было церкви (жители были приписаны к болдинской церкви Успения). В начале ХХ века львовские крестьяне обратились в Нижегородскую епархию за разрешением построить деревянную церковь. Однако, в самой деревне не было свободной и удобной земли для возведения храма.

В один из приездов А.А. Пушкина во Львовку крестьяне собрались у барского дома и, встретившись с Александром Александровичем, попросили его выделить под церковь землю. У самого владельца имения свободной земли также не было. И тогда Пушкин совершил благородный поступок: он решил отдать крестьянам для возведения церкви участок усадебной земли, находившейся вблизи барского дома. Здесь располагались хозяйственные постройки, в т.ч. конюшня с каретным сараем. Вместе с тем во время этой встречи с крестьянами владелец усадьбы поставил перед ними два условия:
1. Чтобы церковь была названа именем великого полководца и святого Александра Невского;
2. Чтобы вначале крестьяне построили дом для открытия первой в деревне церковно-приходской школы, и только после этого он выделит для церкви свою землю.


При этом от пообещал оказать материальную помощь в строительстве церкви и школы.
После открытия школы в 1904г. была освобождена усадебная земля от хозяйственных построек и в 1905г. появилась реальная возможность приступить к производству строительных работа. Руководство работами взял на себя архитектор-инженер Нижегородской епархии А.К. Никитин. Сохранилась его рукописная подписка от 3 августа 1905г. о том, что он «принимает на себя надзор за работами по постройке новой деревянной на каменном фундаменте церкви, и такою же колокольней в деревне Львовка Лукояновского уезда Нижегородской губернии и ответственность за правильность и прочность всех работ» и т.д. Предполагалось с внешней стороны срубы церкви обшить тесом, а сверху здание покрыть железной кровлей. Над основной частью должен был возвышаться большой купол, а над алтарем – небольшой. Внутри стены церкви планировалось оштукатурить.
В 1911 года церковь Александра Невского была освящена и открыта для львовских прихожан. Служба в ней проходила до 1935 года. После закрытия церкви перед войной была разобрана колокольня и перевезена в д. Лабаски, а затем, как стройматериал, была использована для общедеревенских нужд. Однако, еще в 40-50-е годы сохранялась основная часть деревянного здания церкви с большим куполом. Вероятно, ее помещения для хозяйственных нужд использовала дирекция 8-летней школы, которая размещалась в бывшем барском доме А.А. Пушкина. Со временем железная кровля стала приходить в негодность. Стропильная часть прогнила и в 60-е годы купол и многие венцы рухнули во внутрь здания.

В 1974 году усадьба с барским домом и зданием бывшей церкви Александра Невского (в руинированном состоянии) была передана музею-заповеднику А.С. Пушкина.
Спустя 15 лет коллегия Министерства культуры РСФСР утвердила Генеральный план-схему мемориализации и развития Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» до 2010. Среди утвержденных мероприятий значилась и реставрация церкви Александра Невского во Львовке.

В 1991г. дирекция музея-заповедника А.С. Пушкина заключила договор с предприятием «Горьковреставрация» республиканского объединения «Росреставрация» на разработку проекта восстановления львовской церкви. В 1992г В. Кагоровым была подготовлена книга I, т. I проекта реставрации с обмерными чертежами. В 1993г. «Горьковреставрацией» была проведена подробная фотофиксация объекта и подготовлен на 69 стр. альбом с фотографиями. В связи с создавшимися в музее-заповеднике финансовыми затруднениями дальнейшие работы над самим проектом реставрации были прекращены.
Made on
Tilda